Личный кабинет
Управление межфункциональными процессами: как наладить взаимодействие между отделами

Управление межфункциональными процессами: как наладить взаимодействие между отделами

Разбираем, как наладить кросс-функциональное взаимодействие, какие причины мешают эффективной работе и где учиться управлению бизнес-процессами. 
12

В современном бизнесе, где скорость и адаптивность решают все, успех компании все реже зависит от эффективности работы одного отдела. Гораздо важнее становится слаженность команд, способных совместно достигать сложных целей. В 2025 году вопрос баланса между техническими навыками (hard skills) и гибкими надпрофессиональными компетенциями (soft skills) как раз об этом: недостаточно быть экспертом в своей узкой области, нужно уметь выстраивать кросс-функциональное взаимодействие для создания настоящей синергии.

Что такое межфункциональные процессы

Межфункциональные процессы — это бизнес-процессы, которые проходят через несколько подразделений компании и требуют их скоординированной работы для достижения общего результата. Если представить компанию как конвейер, то межфункциональный процесс — это весь путь изделия от идеи до попадания к клиенту, в котором задействованы десятки специалистов из разных команд.

В отличие от внутрифункциональных процессов (например, процесс начисления зарплаты в бухгалтерии), межфункциональные процессы размывают границы между отделами. Их ключевая особенность — взаимозависимость участников.

Примеры межфункциональных процессов:
  • Запуск нового продукта. Маркетинг анализирует рынок, а R&D или отдел разработки создает продукт с учетом потребностей, которые выявили при анализе рынка. Производство отлаживает изготовление и выпуск продукта, отдел продаж работает над тем, чтобы реализовать продукт различными каналами сбыта, а клиентский сервис оказывает поддержку и сопровождение покупателей после покупки.

  • Ведение ключевого клиента. Отдел продаж отвечает за привлечение покупателей и ведет переговоры о сделке, а затем обращается в юридический отдел за заключением договора. Производство выполняет заказ, бухгалтерия выставляет счета и контролирует оплату, а отдел сервиса отвечает за удержание ключевого клиента.

  • Внедрение CRM-системы. HR-специалист собирает от сотрудников обратную связь: какие функции CRM-систем нужны для эффективной работы? Команда IT настраивает новую CRM и интегрируют ее в системы, а после все отделы проходят обучение и начинают использовать новую CRM в работе. 

Почему компании сложно наладить взаимодействие отделов

Сложности во взаимодействии отделов — это скорее правило, чем исключение. Они возникают по объективным причинам, и понимание этих причин — первый шаг к решению проблемы.

1. Разные цели и приоритеты. Подразделение маркетинга нацелено на лиды, продажи — на выручку, а производство — на соблюдение сроков и снижение издержек. Без общей системы управления процессами в организации эти цели часто входят в конфликт.

2. Функциональная изоляция. Отделы работают автономно, углубляясь в свои задачи, из-за чего создается информационный вакуум, когда команды не понимают специфики работы других отделов.

3. Ответственность за общий результат. Каждый отвечает за свой участок работы, и чаще всего происходит так, что никто не отвечает за итог всего процесса. Так, вся ответственност ьразмывается и не получается прийти к слаженному и эффективному результату.

4. Коммуникационные барьеры. Разные профессиональные языки, инструменты для работы (одни работают и взаимодействуют в Slack, другие в Telegram, третьи пользуются только e-mail) и отсутствие регламентированных каналов связи.

5. Культурные различия. Коллективы формируют свою микрокультуру: более консервативный финансовый сектор и креативный маркетинг могут с трудом находить общий язык.

Курс «Управление бизнес-процессами» в РШУ дает руководителям и специалистам конкретные инструменты для описания, анализа и оптимизации сквозных процессов.

Чему вы научитесь?

  • Анализировать и оптимизировать бизнес-процессы, выявляя узкие места и конфликты интересов между отделами.

  • Внедрять циклы улучшения качества (PDCA, DMAIC) для постоянного повышения эффективности взаимодействия.

  • Настраивать систему ключевых показателей (KPI), которые объединяют разные подразделения для достижения общей цели.

  • Разрабатывать регламенты, обеспечивающие прозрачность и согласованность действий на всех этапах.

Обучение проходит в гибком формате с разбором актуальной практики и дает не только удостоверение о повышении квалификации, которое вносится в ФРДО, но и бессрочный доступ к материалам для применения в работе.

Методы управления межфункциональными процессами

Преодолеть барьеры можно с помощью выстроенной системы управления межфункциональными бизнес-процессами. Вот ключевые инструменты.

  1. Назначение ответственных. Самое важное — назначить человека, который будет владеть процессом от начала до конца и нести ответственность за конечный результат. Это может быть project-менеджер (для разовых проектов) или владелец процесса (для регулярной деятельности). Его задачи: координация действий всех участников, контроль сроков, разрешение конфликтов и коммуникация с руководством.

  2. Прозрачная коммуникация. Коммуникация должна быть регулярной, структурированной и доступной для всех участников процесса. В этом помогут:

    — Единые инструменты. Внедрение корпоративных мессенджеров (Teams, Slack) и систем управления проектами (Jira, Asana, Kaiten) для централизации информации.

    — Регулярные синхронизации. Проведение коротких ежедневных стендапов или еженедельных планерок для обсуждения прогресса и проблем.

    — Документирование договоренностей. Обязательное ведение протоколов встреч (follow-up) с четким перечнем действий, сроков и ответственных.

  3. Совместные KPI. Чтобы объединить усилия разных подразделений, необходимо создать систему метрик, которые зависят от совместной работы. Совместные KPI смещают фокус с индивидуальных целей на коллективные.

Всё это снижает конфликт интересов и мотивирует отделы помогать друг другу.

Хотите узнать, как организовать процесс управления, выстроить эффективные коммуникации и контролировать выполнение своих поручений? Как объединить людей в команду и добиться высоких результатов?

Пройдите программу Русской Школы Управления «Искусство управлять собой и командой», в которой опытные преподаватели делятся секретами эффективного лидерства.

Примеры успешного взаимодействия между отделами

Эффективность управления процессами в организации находит свое выражение в конкретных бизнес-кейсах, демонстрирующих синергетический эффект от интеграции различных подразделений. 

Один из ярких и известных примеров — компания Apple, котроая в процессе разработки и запуска iPhone продемонстрировала тесную координацию между секторами дизайна, инженерии и маркетинга. Дизайнеры работали в тесной связке с инженерами для создания инновационного пользовательского интерфейса, а маркетологи разрабатывали стратегию продвижения, подчеркивающую уникальные функциональные возможности продукта. В результате Apple удалось создать продукт, превзошедший ожидания потребителей и установивший новые стандарты в индустрии смартфонов.

Также компания Toyota, известная своей производственной системой TPS, демонстрирует пример эффективного взаимодействия между отделами проектирования, производства и снабжения. Отдел проектирования разрабатывает продукты с учетом принципов бережливого производства, производственное подразделение оптимизирует процессы для минимизации отходов, а сектор снабжения обеспечивает своевременную поставку комплектующих. Интеграция этих трех функций позволяет Toyota достигать высокой эффективности производства и конкурентоспособности.

Amazon в своей логистической сети использует алгоритмы машинного обучения для оптимизации маршрутов доставки и прогнозирования спроса. Взаимодействие отделов IT, логистики и клиентского сервиса позволяет компании обеспечивать быструю и надежную доставку товаров, а также предоставлять клиентам персонализированный сервис.

В качестве примеров успешного межфункционального взаимодействия в российском бизнесе можно привести опыт «Яндекса» в разработке и продвижении своих сервисов. Коллаборация между секторами разработки, маркетинга и аналитики позволяет компании оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и адаптировать продукты под потребности пользователей. Аналитики собирают и анализируют данные о поведении пользователей, маркетологи разрабатывают эффективные рекламные кампании, а разработчики оперативно вносят изменения в функциональность сервисов.

Получите бесплатно книгу издательства Русской Школы Управления 
«Коммуникации в управлении : влиять или воздействовать?» в удобном формате EPUB.

Цель этой книги — расширить ваш арсенал влияния в управленческих коммуникациях. Мы разберем мифы о коммуникациях, расскажем, как меняются цели и инструменты влияния на разных этапах работы человека в организации, рассмотрим наиболее эффективные технологии, изложим теоретические обобщения и приведем практические примеры.

Также «Сбер» в процессе цифровой трансформации продемонстрировал пример эффективного взаимодействия между IT-отделом, бизнес-подразделениями и службой информационной безопасности. IT-специалисты разрабатывают и внедряют новые цифровые сервисы, бизнес-подразделения определяют требования к функциональности, а служба информационной безопасности обеспечивает защиту данных и предотвращает киберугрозы.

Эти примеры демонстрируют, что успешное управление межфункциональными процессами является ключевым фактором конкурентоспособности в современном бизнесе и требует тесной координации, обмена информацией и общей цели у различных подразделений организации

Так, сегодня грамотное управление межфункциональными процессами — не просто модный тренд, а стратегическая необходимость. Оно позволяет компании быстрее адаптироваться к изменениям рынка, быть по-настоящему клиентоориентированной и минимизировать внутренние конфликты, высвобождая ресурсы для инноваций. Ключ к успеху состоит в комплексном подходе: от назначения ответственных до выстраивания прозрачной коммуникации и системы совместной мотивации. Развитие этих компетенций в команде — инвестиция в устойчивость и эффективность бизнеса в долгосрочной перспективе. Именно поэтому вопросы построения сквозных процессов и кросс-функционального взаимодействия становятся ключевыми в программах корпоративного обучения для современных руководителей.

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!